ещё
свернуть
Все статьи номера
№8, 2018
Проверки

Мониторинг качества воспитания и образования дошкольников

Мониторинг рассматривается как целенаправленное, специально организованное, непрерывное слежение за изменениями основных показателей качества воспитания и образования в целях своевременного принятия адекватных управленческих решений на основе анализа собранной информации и педагогического прогноза для коррекции педагогического процесса. Традиционные формы контроля, в отличие от мониторинга, имеют инспектирующий характер и не дают полного представления об успехах и трудностях, возникающих в ходе педагогического процесса, следовательно, не позволяют вести целенаправленную коррекцию.

Система мониторинга качества обучения дошкольников

Критерии и показатели мониторинга

  • Заказ государства и общества в развитии дошкольной системы.
  • Современные научно-педагогические, психологические исследования в области дошкольного образования.
  • Приоритетные направления развития дошкольной системы в республике.
  • Востребованность образовательных услуг среди родителей.
  • Уровень готовности детей к школе.

Модели педагогического мониторинга, разработанные в различных странах мира, содержат показатели качественной подготовки дошкольников к школе. Для диагностики качества дошкольного образования необходимо использовать простые, надежные, объективные критерии оценки результатов деятельности на каждом конкретном этапе. В качестве основных критериев готовности ребенка к школе выступают следующие показатели:

  • Развитие личности.
  • Формирование определенных интеллектуальных качеств.
  • Физическое развитие.
  • Художественно-эстетическое развитие.
  • Духовно-нравственное развитие.
  • Воспитанность, культура поведения.

Мониторинг качества дошкольного образования – это система сбора, обработки, хранения и распространения информации об образовательной деятельности организации в целом или отдельных ее систем, которая позволит в любой момент прогнозировать развитие, а также обеспечивает информационную основу для принятия решений, направленных на достижение конечного результата. Мониторинг позволяет установить соответствие реально достигнутых результатов деятельности дошкольной организации требованиям ГОСО, которые определяют цели обучения и воспитания дошкольников.

Для осуществления оценки и управления качеством воспитания и обучения должны быть заданы цели обучения в виде ожидаемых результатов.

Основная задача мониторинга качества образования дошкольников – соотношение реальных результатов с планируемыми целями, а также оценка степени соотношения результата и цели воспитания и обучения.

Всякая оценка предполагает диагностику (измерение) состояния деятельности организации на основе подбора индикаторов, показателей, измерителей, характеризующих организацию со всех сторон. Мониторинг качества образования позволит установить соотношение реально запланированной цели к полученному результату на основе выполнения ГОСО, который определяет цель дошкольного воспитания и обучения.

Обеспечение качества дошкольного воспитания и образования – один из приоритетов сегодняшней политики в области образования. Наряду с существующей оценкой деятельности дошкольной организации (аттестация, лицензирование, инспектирование), призванной обеспечить контроль за качеством предоставления образовательных услуг, детские сады чаще всего пытаются строить собственные системы управления качеством в соответствии с нормативными документами и ГОСО.

Именно мониторинг становится одним из элементов системы управления качеством на любом маршруте деятельности организации. Основным приоритетом повышения качества современной дошкольной системы, ориентированной на потребности родителей, экономический рост и социальное обновление, становится оценка деятельности педагогов и всего коллектива. При оценке эффективности качества подготовки педагогов необходимо учитывать:

  • определение основных направлений в развитии качественной подготовки педагогических кадров;
  • выявление потребностей дошкольной организации и требований государства к дошкольной системе;
  • определение показателей и критериев оценки эффективности и качества профессиональной подготовленности кадров;
  • разработку рекомендаций по повышению качества воспитания и образования и уровень подготовки педагогических кадров.

Основным подходом эффективности и качества является мониторинг показателей качества педагогической работы в дошкольной организации.

Мониторинг – комплекс мер по анализу состояния деятельности дошкольной организации с целью выявления результатов управления, определения условий и диагностики факторов продуктивной деятельности педагогов. Мониторинг современной дошкольной образовательной системы не может ограничиться ни показателями и замерами воспитания и образования, ни данными аттестации. Мониторинг требует построения своей концепции управленческой деятельности, выявления оценочных показателей и определения периода актуальности мониторинга.

Основные направления, которые могут быть использованы:

  • Определение миссии дошкольной организации и стратегии ее развития.
  • Запросы родителей и государства на образовательные услуги.
  • Удовлетворение педагогической деятельностью со стороны администрации, родителей и других заинтересованных лиц.
  • Влияние дошкольной организации на воспитание и развитие дошкольников.
Результаты мониторинга дают ответы на вопросы о востребованности дошкольной организации, ее ресурсообеспеченности, направлении дальнейшего развития, выработке мер по совершенствованию управления, повышению качества и эффективности выполнения образовательных программ.

Целям мониторинга качества воспитания и обучения соответствуют критерии, ориентированные на стандарт или программу обучения. Это система заданий, позволяющих измерить уровень достижений ребенка относительно полного объема знаний, умений, навыков. К основным функциям мониторинга качества воспитания и обучения можно отнести следующие:

  • Информационная – предполагает наличие информации о состоянии деятельности дошкольной организации, выполнении ГОСО, программы и другие показатели.
  • Аналитико-оценочная – позволяет оценить деятельность педагогов, усвоение программы детьми, развитие организации, качество воспитательно-образовательной работы.
  • Стимулирующе-мотивационная – позволяет стимулировать педагогический коллектив, повышает профессиональный уровень педагогов.
  • Контролирующая – позволяет осуществлять контроль за деятельностью организации, педагогов, развитием детей, сохранением их физического и психического здоровья, выполнением ГОСО, программы.
  • Прогностическая – позволяет прогнозировать развитие организации, выполнение стандарта, программы на определенном этапе, определить дальнейшее развитие организации.
  • Коррекционная – позволяет провести коррекцию воспитательно-образовательной работы, внести изменения в педагогический процесс, скорректировать индивидуальный уровень развития детей, обеспечить функционирование организации.

Комплексный мониторинг включает:

  • Мониторинг социальных ожиданий предполагает максимально учесть требования всех субъектов: детей, родителей, общества, администрации, органов образования.
  • Мониторинг стартовых возможностей выявляет образовательный потенциал детей при их поступлении в детский сад. Определяется направление повышения качества воспитания и образования.
  • Мониторинг качественного состава педагогических кадров. В основу системы управления входит диагностика научно-образовательного потенциала, творческой активности педагогов. Мониторинг выявляет сильные и слабые стороны, возможности повышения качества педагогического процесса.
  • Мониторинг воспитательно-образовательного процесса и его результаты определяют миссию дошкольной организации как культурно-образовательного центра, который решает задачи воспитания и образования дошкольников.
  • Мониторинг подготовки детей к школе определяет уровень освоения программы детьми, качество готовности ребенка обучаться в школе.
  • Качество воспитания определяет:
  • уровень планирования воспитательных задач;
  • роль воспитания в организации образовательного процесса;
  • уровень воспитанности дошкольников.
  • Дополнительное образование позволяет определить меры по совершенствованию системы дошкольного образования и служит основой для обеспечения качества и разнообразия воспитания и образования детей до школы.
  • Мониторинг удовлетворенности начальной школы уровнем подготовки детей к школе определяет уровень выполнения ГОСО, совершенствование системы дошкольного образования и служит основой для обеспечения преемственности и непрерывности образования и дальнейшего обучения в школе.

В сфере дошкольного образования государственный стандарт выступает «как цель, к достижению которой следует стремиться, и как реально полученный результат, который должен быть сопоставлен с целью». Отсюда следует, что в соответствии с ГОСО целью и результатом работы дошкольной организации можно считать создание условий для осуществления образовательного процесса. Но цели и качество дошкольного образования должны соответствовать потребностям и ожиданиям всех социальных групп, заинтересованных в этом образовании.  

Потребностиобщества в дошкольном образовании отражает соответствующая политика государства. Сегодня правительство Казахстана ставит перед дошкольной системой определенные задачи, рассматривая дошкольное образование «как источник развития человеческого, кадрового потенциала», направляя ресурсы в развитие системы, расширяя его доступность.

Потребности родителей в дошкольном образовании отличаются разнообразием и определяются многими факторами: от места жительства семьи до уровня материального благосостояния. Отсюда и разная оценка качества, разное понимание «хорошего детского сада». Одних устраивает просто питание, уход и присмотр за ребенком, другим необходимы условия для развития ребенка в соответствии с его индивидуальным уровнем развития. Но все родители без исключения хотели бы иметь меньше проблем при переходе на следующую ступень образования, чтобы ребенок был подготовлен к школе. Это конкретный результат и показатель работы дошкольной организации.