Мониторинг качества воспитания и образования дошкольников
Мониторинг рассматривается как целенаправленное, специально организованное, непрерывное слежение за изменениями основных показателей качества воспитания и образования в целях своевременного принятия адекватных управленческих решений на основе анализа собранной информации и педагогического прогноза для коррекции педагогического процесса. Традиционные формы контроля, в отличие от мониторинга, имеют инспектирующий характер и не дают полного представления об успехах и трудностях, возникающих в ходе педагогического процесса, следовательно, не позволяют вести целенаправленную коррекцию.
Система мониторинга качества обучения дошкольников
Критерии и показатели мониторинга
- Заказ государства и общества в развитии дошкольной системы.
- Современные научно-педагогические, психологические исследования в области дошкольного образования.
- Приоритетные направления развития дошкольной системы в республике.
- Востребованность образовательных услуг среди родителей.
- Уровень готовности детей к школе.
Модели педагогического мониторинга, разработанные в различных странах мира, содержат показатели качественной подготовки дошкольников к школе. Для диагностики качества дошкольного образования необходимо использовать простые, надежные, объективные критерии оценки результатов деятельности на каждом конкретном этапе. В качестве основных критериев готовности ребенка к школе выступают следующие показатели:
- Развитие личности.
- Формирование определенных интеллектуальных качеств.
- Физическое развитие.
- Художественно-эстетическое развитие.
- Духовно-нравственное развитие.
- Воспитанность, культура поведения.
Мониторинг качества дошкольного образования – это система сбора, обработки, хранения и распространения информации об образовательной деятельности организации в целом или отдельных ее систем, которая позволит в любой момент прогнозировать развитие, а также обеспечивает информационную основу для принятия решений, направленных на достижение конечного результата. Мониторинг позволяет установить соответствие реально достигнутых результатов деятельности дошкольной организации требованиям ГОСО, которые определяют цели обучения и воспитания дошкольников.
Для осуществления оценки и управления качеством воспитания и обучения должны быть заданы цели обучения в виде ожидаемых результатов.
Всякая оценка предполагает диагностику (измерение) состояния деятельности организации на основе подбора индикаторов, показателей, измерителей, характеризующих организацию со всех сторон. Мониторинг качества образования позволит установить соотношение реально запланированной цели к полученному результату на основе выполнения ГОСО, который определяет цель дошкольного воспитания и обучения.
Обеспечение качества дошкольного воспитания и образования – один из приоритетов сегодняшней политики в области образования. Наряду с существующей оценкой деятельности дошкольной организации (аттестация, лицензирование, инспектирование), призванной обеспечить контроль за качеством предоставления образовательных услуг, детские сады чаще всего пытаются строить собственные системы управления качеством в соответствии с нормативными документами и ГОСО.
Именно мониторинг становится одним из элементов системы управления качеством на любом маршруте деятельности организации. Основным приоритетом повышения качества современной дошкольной системы, ориентированной на потребности родителей, экономический рост и социальное обновление, становится оценка деятельности педагогов и всего коллектива. При оценке эффективности качества подготовки педагогов необходимо учитывать:
- определение основных направлений в развитии качественной подготовки педагогических кадров;
- выявление потребностей дошкольной организации и требований государства к дошкольной системе;
- определение показателей и критериев оценки эффективности и качества профессиональной подготовленности кадров;
- разработку рекомендаций по повышению качества воспитания и образования и уровень подготовки педагогических кадров.
Основным подходом эффективности и качества является мониторинг показателей качества педагогической работы в дошкольной организации.
Мониторинг – комплекс мер по анализу состояния деятельности дошкольной организации с целью выявления результатов управления, определения условий и диагностики факторов продуктивной деятельности педагогов. Мониторинг современной дошкольной образовательной системы не может ограничиться ни показателями и замерами воспитания и образования, ни данными аттестации. Мониторинг требует построения своей концепции управленческой деятельности, выявления оценочных показателей и определения периода актуальности мониторинга.
Основные направления, которые могут быть использованы:
- Определение миссии дошкольной организации и стратегии ее развития.
- Запросы родителей и государства на образовательные услуги.
- Удовлетворение педагогической деятельностью со стороны администрации, родителей и других заинтересованных лиц.
- Влияние дошкольной организации на воспитание и развитие дошкольников.
Целям мониторинга качества воспитания и обучения соответствуют критерии, ориентированные на стандарт или программу обучения. Это система заданий, позволяющих измерить уровень достижений ребенка относительно полного объема знаний, умений, навыков. К основным функциям мониторинга качества воспитания и обучения можно отнести следующие:
- Информационная – предполагает наличие информации о состоянии деятельности дошкольной организации, выполнении ГОСО, программы и другие показатели.
- Аналитико-оценочная – позволяет оценить деятельность педагогов, усвоение программы детьми, развитие организации, качество воспитательно-образовательной работы.
- Стимулирующе-мотивационная – позволяет стимулировать педагогический коллектив, повышает профессиональный уровень педагогов.
- Контролирующая – позволяет осуществлять контроль за деятельностью организации, педагогов, развитием детей, сохранением их физического и психического здоровья, выполнением ГОСО, программы.
- Прогностическая – позволяет прогнозировать развитие организации, выполнение стандарта, программы на определенном этапе, определить дальнейшее развитие организации.
- Коррекционная – позволяет провести коррекцию воспитательно-образовательной работы, внести изменения в педагогический процесс, скорректировать индивидуальный уровень развития детей, обеспечить функционирование организации.
Комплексный мониторинг включает:
- Мониторинг социальных ожиданий предполагает максимально учесть требования всех субъектов: детей, родителей, общества, администрации, органов образования.
- Мониторинг стартовых возможностей выявляет образовательный потенциал детей при их поступлении в детский сад. Определяется направление повышения качества воспитания и образования.
- Мониторинг качественного состава педагогических кадров. В основу системы управления входит диагностика научно-образовательного потенциала, творческой активности педагогов. Мониторинг выявляет сильные и слабые стороны, возможности повышения качества педагогического процесса.
- Мониторинг воспитательно-образовательного процесса и его результаты определяют миссию дошкольной организации как культурно-образовательного центра, который решает задачи воспитания и образования дошкольников.
- Мониторинг подготовки детей к школе определяет уровень освоения программы детьми, качество готовности ребенка обучаться в школе.
- Качество воспитания определяет:
- уровень планирования воспитательных задач;
- роль воспитания в организации образовательного процесса;
- уровень воспитанности дошкольников.
- Дополнительное образование позволяет определить меры по совершенствованию системы дошкольного образования и служит основой для обеспечения качества и разнообразия воспитания и образования детей до школы.
- Мониторинг удовлетворенности начальной школы уровнем подготовки детей к школе определяет уровень выполнения ГОСО, совершенствование системы дошкольного образования и служит основой для обеспечения преемственности и непрерывности образования и дальнейшего обучения в школе.
В сфере дошкольного образования государственный стандарт выступает «как цель, к достижению которой следует стремиться, и как реально полученный результат, который должен быть сопоставлен с целью». Отсюда следует, что в соответствии с ГОСО целью и результатом работы дошкольной организации можно считать создание условий для осуществления образовательного процесса. Но цели и качество дошкольного образования должны соответствовать потребностям и ожиданиям всех социальных групп, заинтересованных в этом образовании.
Потребностиобщества в дошкольном образовании отражает соответствующая политика государства. Сегодня правительство Казахстана ставит перед дошкольной системой определенные задачи, рассматривая дошкольное образование «как источник развития человеческого, кадрового потенциала», направляя ресурсы в развитие системы, расширяя его доступность.
Потребности родителей в дошкольном образовании отличаются разнообразием и определяются многими факторами: от места жительства семьи до уровня материального благосостояния. Отсюда и разная оценка качества, разное понимание «хорошего детского сада». Одних устраивает просто питание, уход и присмотр за ребенком, другим необходимы условия для развития ребенка в соответствии с его индивидуальным уровнем развития. Но все родители без исключения хотели бы иметь меньше проблем при переходе на следующую ступень образования, чтобы ребенок был подготовлен к школе. Это конкретный результат и показатель работы дошкольной организации.