ещё
свернуть
Все статьи номера
№10, 2019
Воспитание и обучение

Как использовать технологию критического мышления в обучении детей с ООП

Современное воспитание и обучение детей дошкольного возраста строится исходя из Послания Первого Президента РК, который отметил, что основы мышления, умственные и творческие способности, а также новые навыки формируются в самом раннем детстве. Вследствие этого дошкольное образование в Казахстане направлено на реализацию модели 4К: развитие креативности, критического мышления, коммуникабельности и умения работать в команде.

В обновленном ГОСДВО (2018 г.) предусмотрены требования по развитию у детей социальных навыков и навыков по самообучению, которые направлены на их раннюю социализацию и развитие социальных навыков и навыков самообучения, что очень важно для детей с особыми образовательными потребностями (далее – ООП).

Почему так важно развивать у детей не просто мышление, а именно «критическое мышление»? В чем разница?

В современной психологии рассматривается несколько трактовок этого понятия. Если их обобщить, то критическим мышлением называется сложный мыслительный процесс, который начинается с получения ребенком информации и заканчивается принятием обдуманного решения и формированием собственного отношения.

Другими словами, критическое мышление – это:

Внимание

Одной из образовательных технологий, которая может эффективно способствовать реализации модели 4К, является технология развития критического мышления (далее – ТРКМ).

  • способность ставить новые вопросы;
  • вырабатывать аргументы в защиту своего мнения и делать выводы;
  • умение не только интерпретировать, но и анализировать информацию. Критически мыслящий ребенок всегда сможет аргументированно доказать свою позицию. Он будет опираться на логику и на мнение собеседника, а значит, сможет объяснить, почему он с ним согласен или не согласен.

Основу применения технологии критического мышления составляют следующие моменты:

  • активность субъектов;
  • организация групповой работы;
  • развитие навыков общения;
  • идея ценности личности.

Все перечисленные составляющие необходимо активно использовать в процессе коррекционно-образовательной и воспитательной работы с детьми с ООП с целью формирования успешного, уверенного и позитивного будущего школьника.

Технология развития критического мышления предполагает использование в процессе ОУД трех этапов:

  • стадии вызова;
  • смысловой стадии;
  • стадии рефлексии.

Попадая в проблемную ситуацию на первой стадии, ребенок может сам разобраться в трудностях и поставить перед собой вопросы: что я знаю? чего не знаю? почему?

На стадии осмысления ребенок под руководством педагога, а также с помощью своих товарищей ответит на вопросы, которые сам перед собой поставил.

Важно

На этом этапе важно дать ребенку прочувствовать свою значимость в совместной деятельности, дать возможность размышлять и увидеть результат своего труда.

На стадии рефлексии происходит обобщение того, что ребенок узнал по данной проблеме.  

На каждом этапе используются методические приемы, позволяющие включить ребят в совместную деятельность:

  • на фазе вызова это рассказ – предположение по ключевым словам, графическая систематизация материала (составление кластеров и таблиц), игра «Веришь ли ты, что…», «Верные и неверные утверждения», «Перепутанные логические цепочки»;
  • стадия осмысления направлена на сохранение интереса к теме, постепенное продвижение от знания «старого» к «новому». Этому способствует использование таких приемов, как «Дерево предсказаний», мозговой штурм. Их использование не только позволяет активизировать мыслительную деятельность, но и формирует нестандартное мышление.

Важно

Данная технология не ставит ребенка в рамки правильных и неправильных ответов. Дети могут высказать и выслушать любое мнение и самостоятельно или с помощью педагога обоснованно выбрать правильный ответ.

Изучив разные приемы и методы, мы выбрали наиболее близкие к возможностям детей с ООП. Это:

  • Ассоциации, «ассоциативный куст», кластер.
  • Прогнозирование, ключевые слова, чтение с остановками; логические цепочки, загадки.
  • Двухчастный дневник; шляпы мышления Боно.
  • Диаграммы сравнения, «Кубик».
  • «Толстые» и «тонкие» вопросы.
  • Ромашка Блума.
  • Синквейн.
  • Мозговой штурм.
  • Игра «Да – нет».

Адаптация технологии критического мышления применительно к детям дошкольного возраста с ОПП состоит в основном в замене письма на иллюстрации, рисунки, модели и знаки, которые дети могут коллективно составить или придумать. Предварительно надо обязательно приготовить наглядный материал (картинки, фотографии, иллюстрации, различные предметы, игрушки и т. п.), которые можно будет использовать в процессе ОУД после их ассоциирования детьми.

Применение технологии критического мышления помогает организовать педагогический процесс как формирование компетентностей дошкольников.


Пример
Рассмотрим на следующем примере: на ОУД по художественной литературе педагог спрашивает у детей: «Что объединяет книги "Чудесная шуба", "Два ягненка", "Сизый голубенок"?» Дети могут ответить: «Это казахские народные сказки».

В процессе поиска ответа на этот вопрос у детей одновременно могут формироваться:

  • познавательная компетентность (объединение предметов на основе общих понятий);
  • социальная компетентность (включение в совместную деятельность со сверстниками);
  • коммуникативно-языковая (выбор и применение лексико-грамматических средств языка: «Как вы думаете, о чем будет сказка? По данным словам придумайте начало сказки: жили, бегали. Как вы понимаете слова: дремучий лес, густые заросли, отара, чабан?»);
  • здоровьесберегающая компетентность (выражение своих эмоций и чувств посредством мимики, жестов: «Покажите, как ягнята испугались лисы», «Как радовался теплой шубе Алдар-Косе?»);
  • творческая компетентность (выражение своего отношения к художественному произведению: «Что вам понравилось в сказке?»).

Из этого примера мы видим, что использование приемов технологии развития критического мышления позволяет соединить обучение и воспитание в один целостный процесс развития личности дошкольника.

Также на развитие критического мышления детей с ООП эффективно влияют следующие приемы:

  • прогнозирование по названию сказки, по ключевым словам; чтение с остановками (читает педагог);
  • «толстые» и «тонкие» вопросы; ромашка Блума (при беседе по содержанию);
  • двухчастный дневник (проговаривание цитат: «Далек путь или близок, узнает тот, кто проедет»);
  • игра «Да – нет» (выбрать пословицу к сказке. Если она соответствует, дети говорят «да», если не подходит, говорят «нет»);
  • синквейн (лиса – хитрая, рыжая – охотится, кормит, заботится – герой казахских народных сказок – хищница).

Важно

При использовании приемов развития критического мышления педагогам надо помнить о том, что важно давать знания не в готовом виде, а учить детей добывать их совместно.

Организованная учебная деятельность, проводимая в рамках развития критического мышления, будет активизировать и обогащать словарь детей с ООП, упражнять их в составлении и применении в речи правильных грамматических конструкций, совершенствовать звукопроизношение, связную речь, научит их строить, анализировать, синтезировать, сопоставлять, делать простейшие умозаключения.

Мы учимся вместе с детьми, учимся у детей, и, возможно, порой это живое взаимодействие является самым важным в педагогической работе.

Использование ТРКМ помогает:

  • активизировать мыслительную деятельность детей;
  • развивать умение ставить вопросы, выделять главное, сравнивать;
  • устанавливать причинно-следственные связи и делать выводы;
  • формировать способность к поиску, анализу, к творческой деятельности;
  • формировать коммуникативные способности в процессе бесед;
  • решать различные проблемные ситуации у детей с ООП;
  • воспитывать культуру речи, так как дети учатся внимательно слушать собеседника, не перебивать его. В процессе рассуждений формируется взаимоуважение к партнерам, развиваются навыки взаимопонимания и продуктивного взаимодействия между людьми;  
  • укреплять основы толерантности: облегчает понимание различных взглядов на мир.

Всё это позволяет детям использовать свои знания для наполнения смыслом ситуаций с высоким уровнем неопределенности, поэтому эта технология эффективно способствует реализации модели 4К.

Применение данной технологии способствует развитию коммуникативно-языковых навыков детей с ООП, позволяет сделать их деятельность увлекательной, эмоциональной и содержательной.

«Скажи мне – я забуду, покажи мне – я запомню, вовлеки меня – я пойму!» – эти слова великого Конфуция стали девизом педагогов, которые активно используют технологию развития критического мышления в воспитании, обучении и развитии будущих граждан Республики Казахстан.  

 
Звезда
за правильный ответ
Проверь себя
Неправильно
Правильно!
Что входит в понятие «критическое мышление»?
В современной психологии рассматривается несколько трактовок этого понятия. Если их обобщить, то критическим мышлением называется сложный мыслительный процесс, который начинается с получения ребенком информации и заканчивается принятием обдуманного решения и формированием собственного отношения.
Другими словами, критическое мышление – это:\
Умение анализировать конкретную историческую проблему или задачу, создавшуюся на определенном этапе развития общества
Способность являться субъектом, активным участником деятельности, самостоятельно определять цели, планировать, осуществлять деятельность и анализировать
Сложный мыслительный процесс, который начинается с получения ребенком информации и заканчивается принятием обдуманного решения